Альфред Грибер (alfred_griber) wrote,
Альфред Грибер
alfred_griber

Category:

УРОК № 112. РОД, ЧИСЛО И ЛИЦО ГЛАГОЛОВ

УРОК № 112. РОД, ЧИСЛО И ЛИЦО ГЛАГОЛОВ

(из авторского курса «Практический иврит для жизни»)

А. Грибер


http://alfred-griber.com/wp-content/uploads/2020/10/kurs09.jpg



В иврите существительное мужского рода единственного числа פּוֹעַל (пОал) со значением «глагол» является частью речи, которая обозначает действия или состояния живых существ, растений и предметов, которые соотносятся со временем протекания процесса и с лицом, производящим действие.


Словосочетание שֵם פּוֹעַל (шэм пОал) со значениями «инфинитив (неопределённая форма глагола); имя глагола» указывает на действие или состояние, но не обозначает, кто и когда совершает это действие, кто или что находится в том или ином состоянии, то есть не связана с временем, лицом, родом и числом.


В иврите, как и в русском языке, глаголы могут изменяться по родам. Но так как в иврите нет среднего рода, то глаголы бывают только мужского (זָכָר - захАр) или женского (נְקֵבָה - нэкэвА) рода.



Слово זָכָר (захАр) имеет значение «мужской род».

Слово נְקֵבָה (нэкэвА) имеет значение «женской род».


В иврите, как и в русском языке, глаголы могут быть в единственном (יָחִיד - йахИд) или множественном (רַבִּים – рабИм) числе.

Слово יָחִיד (йахИд) имеет значение «единственное число».

Слово רַבִּים (рабИм) имеет значение «множественное число».


В иврите, как и в русском языке, глаголы могут изменяться по лицам.

Глаголы 1-го лица - גוּף רִאשוֹן (гуф ришОн) - обозначают действие говорящего или действия группы лиц, среди которых находится и говорящий. 1-е лицо изменяется по числам:

Слово מְדַבֵּר (мэдабЭр) со значением «говорящий» обозначает 1-е лицо единственного числа («я»).

Слово מְדַבּרִים (мэдабрИм) со значением «говорящие» обозначает 1-е лицо множественного числа («мы»).

Слово גוּף (гуф) имеет значения «тело; телосложение, фигура (о человеке); корпус, туловище; лицо (в грамматике); учреждение, организация».


Глаголы 2-го лица - גוּף שֵנִי (гуф шэнИ) - обозначают действие собеседника или действия группы лиц, среди которых находится и собеседник. 2-е лицо изменяется по родам и числам:

Слово נוֹכֵחַ (нохЭах) со значением «присутствующий» обозначает 2-е лицо мужского рода единственного числа («ты» - м. р.).

Слово נוֹכַחַת (нохАхат) со значением «присутствующая» обозначает 2-е лицо женского рода единственного числа («ты» - ж. р.).

Слово נוֹכְחִים (нохэхИм) со значением «присутствующие (м. р.)» обозначает 2-е лицо мужского рода множественного числа («вы» - м. р.).

Слово נוֹכְחוֹת (нохэхОт) со значением «присутствующие (ж. р.)» обозначает 2-е лицо женского рода множественного числа («вы» - ж. р.).


Глаголы 3-го лица - גוּף שלִישִי (гуф шлишИ) - обозначают действия лица, предмета или действия лиц, предметов, которые не являются говорящими или собеседниками. 3-е лицо изменяется по родам и числам:

Слово נִסתָר (нистАр) со значениями «скрытый, неизведанный» обозначает 3-е лицо мужского рода единственного числа («он»).

Слово נִסתֶרֶת (нистЭрэт) со значениями «скрытая, неизведанная» обозначает 3-е лицо женского рода единственного числа («она»).

Слово נִסתָרִים (нистарИм) со значениями «скрытые, неизведанные (м. р.)» обозначает 3-е лицо мужского рода множественного числа («они» - м. р.).

Слово נִסתָרוֹת (нистарОт) со значениями «скрытые, неизведанные (ж. р.)» обозначает 3-е лицо мужского рода множественного числа («они» - ж. р.).

Tags: практический иврит
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments