Альфред Грибер (alfred_griber) wrote,
Альфред Грибер
alfred_griber

Category:

3. ШКОЛЬНЫЕ БУДНИ

3. ШКОЛЬНЫЕ БУДНИ

(из повести «Городской учитель сельской школы»)

А. Грибер

1 сентября 1986 года выпал как раз на понедельник. Правильно говорят, что «понедельник – день тяжёлый», а «первый блин – комом». Праздник начала нового учебного года был омрачён пасмурной погодой с периодически моросящим дождичком. Вся прелесть такой погоды была оценена мной в полной мере на размытой слякоти полевой так называемой «дороги» на Вышполь.

- Боже, куда это я влип? – думал я и в прямом и переносном смысле.

Но как говорит пословица: «Назвался груздем – полезай в кузов». Шаг за шагом пробирался я к заветной цели – школе села Вышполь, где мне предстояло работать учителем.

Первый школьный день прошёл в праздничном настроении, несмотря на погоду. «У природы нет плохой погоды, каждая погода – благодать», - убеждал я себя. Знакомство с педагогическим коллективом и учениками прошло в приятной обстановке. В качестве так называемого «поощрения», я получил также классное руководство. Что несомненно радовало, так это то, что в классах было мало учеников. Следовательно, им будет уделяться больше внимания.

Теперь пару слов о селе Вышполь. Оно было образовано в 1632 году. Главная магистраль села – Житомирская улица, на которой находится и школа. Сёла Вышполь и Зороков были объединены в один совхоз. Сельский совет обоих сёл находился в селе Зороков.

Кстати, директор школы проживал в селе Зороков. Остальные учителя, кроме меня и учительницы немецкого языка, которая приезжала из Житомира один раз в неделю на свои уроки, были жителями села Вышполь. Учениками были дети обоих сёл. Позднее в селе Зороков построили новую двухэтажную школу.

Итак, в моей жизни произошёл новый поворот. Прямо как в песне, которую пела Анна Вески: «Впереди – крутой поворот». Главное было для меня – хорошо вписаться в этот поворот. И это мне, как оказалось, удалось.

Первым делом я решил изменить подход к обучению детей русскому языку и литературе. Порядок преподавания русского языка в школах был подвержен определённой схеме. Учитель объясняет новый материал и задаёт домашнее задание. На следующем уроке он вызывает учеников к доске и опрашивает их по данной теме. Потом им ставятся оценки. И таким образом всё продолжается своим чередом.

Я решил эту методику немного изменить. Для каждой новой темы во всех классах я составил так называемые «опорные конспекты», в которых схематически была изображена та или иная тема. Эти опорные конспекты ученики переписывали в специальную тетрадь. Расчёт был сделан на то, что дома дети не любят читать учебники. А вот заглянуть в опорный конспект – это и удобно, и быстро.

Самое интересное начиналось на следующем уроке. Как-то я увидел в каком-то магазине «Экзаменатор для водителей» по Правилам дорожного движения. Я купил несколько таких приборов, чтобы приспособить их для оценки знаний по русскому языку. Мной были разработаны перфокарты по всем темам программы. Задавался определённый вопрос и давались близкие по смыслу четыре ответа. Таких перфокарт было много, чтобы каждый ученик мог во время урока ответить на несколько вопросов. Эта методика проверки знаний в советских школах раньше никем не была применена.

И вот в самом начале урока всем ученикам раздаются такие перфокарты. Каждый ученик думает над ответом. При этом я разрешал одним ученикам помогать другим найти правильный ответ, понимая, что этим достигается правильное усвоение нового материала.

По мере готовности ученики подходят ко мне и называют номер ответа, который им кажется верным. Я вставляю перфокарту в «Экзаменатор» и нажимаю соответствующую кнопку. Если загорается лампочка, значит, ответ правильный. Ученик получает оценку «5». Если лампочка не загорается, то ученику ставится «минус», но он имеет право на повторный ответ. И так продолжается до тех пор, пока не загорится лампочка. Подсчитывается количество минусов и ставится соответствующая оценка. За 10 минут урока ученики могут получить несколько оценок. Таким образом, можно сразу определить, какая тема в какой степени усвоена тем или иным ребёнком.

Затем урок продолжается. Проверка тетрадей учеников осуществляется обычным образом.

Преподавание литературы тоже требовало некоторой трансформации. Прежде всего нужно было заинтересовать учеников в чтении самих литературных произведений, а не учебников по литературе. Мне было важно, как дети понимают прочитанное, как они реагируют на тех или иных персонажей. При этом мне было интересно послушать, что они говорят о том или ином произведении, не заглядывая в учебники, которые написали какие-то дяди и тёти. А потом в совместном обсуждении мы рассматривали те или иные мнения, приходя к какому-то согласию.

Когда меня спрашивали, когда у меня будет показательный урок по какой-нибудь теме, я отвечал, что принципиально не провожу показательных уроков, так как у меня каждый урок показательный. Тот, кто хочет посетить мои уроки, может приходить на любой урок в течении учебного года.

И многие учителя из соседних школ, и методисты из районо приезжали на мои уроки. Я тоже приезжал в другие школы на показательные уроки.

На методических совещаниях учителей-предметников всегда делали «разборы полётов», где обсуждались те или иные показательные уроки в разных школах. И тут происходило нечто удивительное для меня. Учителя, которые посещали мои уроки, вдруг вставали и говорили:

- А вы бывали на уроках у Грибера из Вышпольской школы? Если нет, то поезжайте и посмотрите, как дети работают у него на каждом уроке, а не только на отрепетированных показательных. Они все без исключения бегают к нему за карточками с вопросами по теме, дают ответы и просят ещё. Каждый ученик получает по несколько оценок за урок. И всё это по доброй воле без всякого принуждения.

Бывало, что вставали методисты районо и говорили, что методика Грибера противоречит общепринятой методике преподавания. Тогда я предлагал им поменяться со мной местами. Третейским судьёй в таких спорах выступала заведующая районо, которая вставала и говорила:

- Не трогайте Грибера. Пусть он делает то, что считает нужным. Нам важно, чтобы дети знали русский язык, чтобы они учили его с удовольствием. А в школе села Вышполь как раз так и происходит. И успеваемость там хорошая.

На том все споры были решены, и я продолжал работать по своим методикам.

Tags: литература, учитель сельской школы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments