Альфред Грибер (alfred_griber) wrote,
Альфред Грибер
alfred_griber

Category:

27. ВСТРЕЧА С ВЕЛИКИМ БАЯНИСТОМ

27. ВСТРЕЧА С ВЕЛИКИМ БАЯНИСТОМ

(из повести «Казахстанские зарисовки»)

А. Грибер

В декабре 1964 года в Гурьев приехал с концертами известный советский баянист, заслуженный артист РСФСР Юрий Иванович Казаков. Для меня встреча с кумиром всех баянистов того времени была чрезвычайно волнительна и интересна.

Юрий Казаков был в то время среди баянистов звездой первой величины. С его именем связано рождение нового жанра на концертной эстраде: жанра сольного концерта на баяне. Первый такой концерт состоялся в 1957 году в Москве в зале Государственной консерватории и прошёл с большим успехом.

Впервые в истории баян, наравне с классическими инструментами, получил право на высшую концертную деятельность. Юрий Иванович ввёл баян в камерный ансамбль в сочетании с двумя скрипками. Впервые прозвучал баян и с виолончелью во время совместных выступлений Юрия Казакова с одним из лучших виолончелистов мира Мстиславом Ростроповичем. Как-то великий Ростропович сказал о Казакове:

- Прекрасный музыкант, в своих концертах он проявлял замечательные качества виртуоза и мастера исключительного динамического разнообразия в понимании глубины композиторского замысла. ...Мне посчастливилось, что наш дуэт состоялся с Юрием Казаковым, ведь именно он был (в 50-е годы) не только первым и единственным исполнителем, игравшим на баяне новой конструкции, но и создателем этого выборно-готового многотембрового баяна.

Активная концертная деятельность привела Казакова к необходимости создания усовершенствованного баяна, дающего возможность значительно расширить репертуар и улучшить качество исполнения. Юрий Иванович вспоминал:

- В моей исполнительской жизни настал момент, когда, пытаясь играть некоторые фортепианные пьесы, я ничего не мог поделать с неповоротливой «левой стороной». Требовался многотембровый «выборный» инструмент. Однако, понимая, что на выборном хорошо звучит полифония, я вместе с тем не желал расставаться и с «готовым аккомпанементом». Словом, мне требовался такой баян, в левой клавиатуре которого обычные «готовые» басы и аккорды переключались бы в «выборный» (хроматический звукоряд). Правую же я мечтал усилить и дополнить несколькими тембрами. Я же, зная, каким этот баян будет, тем временем упражнял левую руку на правой клавиатуре, перевернув вверх тормашками старый баян.

Специально для Казакова в 1951 году был изготовлен многотембровый готово-выборный баян, который позволил ему с успехом сыграть произведения, ранее на баяне не исполнявшиеся. За 18 месяцев мастер Ф. А. Фиганов исполнил «заказ», и на свет появился уникальный инструмент, который весил 18 кг, стоил 18 тысяч рублей (до реформы 1961 года) и «побывал» со своим хозяином в 18 странах мира.

С появлением нового баяна Казакову пришлось менять всё — и манеру, и стиль исполнения, и репертуар. Но благодаря работе, проделанной музыкантом, баян шагнул навстречу мировой классике. В руках мастера-виртуоза он впервые запел «голосами» Баха, Моцарта, Рахманинова, Мусоргского, Прокофьева, Шостаковича. Яркий талант музыканта раскрыл новые возможности инструмента, и баян впервые на эстраде зазвучал в сочетании со скрипкой, арфой, флейтой, виолончелью. Но Казаков не отказался и от народной музыки. В его репертуаре органично сочетались народные напевы, классика и сочинения, которые были написаны специально для баяна.

Юрий Казаков принимал участие на Международном конкурсе исполнителей на народных инструментах в Варшаве в 1955 году, где его выступление было отмечено золотой медалью, дипломом первой степени, званием лауреата Международного конкурса. С большим успехом проходили гастроли Юрия Ивановича во многих странах мира.

И вот с таким выдающимся музыкантом мне выпало счастье познакомиться. После своего первого концерта в Гурьеве Юрий Иванович Казаков подарил мне свой автобиографический проспект с дарственной надписью:

«Уважаемому Алику в память о концерте и с лучшими пожеланиями. Казаков-баян. Дек. 64 г. Гурьев».

Он слушал мою игру, потом научил меня играть на своём замечательном баяне (техника игры на готово-выборном баяне существенно отличается от игры на обычном баяне).

Каким-то образом мне стало известно, что у Юрия Ивановича 24 декабря будет день рождения (40 лет). Я предложил маме отпраздновать его день рождения у нас дома и пригласил ничего не подозревающего Юрия Ивановича к нам в гости.

Когда он пришёл, его ждал сюрприз - праздничный стол. Юрий Иванович был очень растроган этим вниманием, потому что вдали от дома он не надеялся отметить свой юбилей.

Когда Юрий Иванович уезжал из Гурьева, я пошёл провожать его на вокзал. И вдруг перед самым отправлением поезда он спросил меня:

- Скажи мне, пожалуйста, дорогой Алик, что ты собираешься делать дальше в жизни как музыкант? Есть ли у тебя какие-либо планы?

- Сейчас я работаю главным концертмейстером Ансамбля песни и танца в Доме культуры, где мы с Вами, Юрий Иванович, и познакомились, - ответил я. - В будущем году я должен идти в армию. А уже после армии, наверно, пойду работать в музыкальную школу и буду учить детей играть на баяне.

- Послушай, мой юный друг, что я тебе сейчас скажу, - сказал Юрий Иванович. - Преподавать ты всегда успеешь. Ты талантливый музыкант. Поэтому ты должен нести своё искусство людям. Пусть люди слушают тебя и получают удовольствие от твоей игры. Иди и играй для людей!

И этот наказ великого музыканта я выполнял всю свою жизнь!

Tags: казахстанские зарисовки, литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments