Альфред Грибер (alfred_griber) wrote,
Альфред Грибер
alfred_griber

Category:

25. МОЙ ДРУГ - ДМИТРИЙ АРСЕНТЬЕВ

25. МОЙ ДРУГ - ДМИТРИЙ АРСЕНТЬЕВ

(из повести «Казахстанские зарисовки»)

А. Грибер

В первых числах сентября 1963 года, как только начался учебный год (я уже был на четвёртом курсе музыкального училища), ко мне подошёл невысокого роста в меру упитанный мужчина приятной наружности и представился:

- Меня зовут Дмитрий Семёнович Арсентьев. Я являюсь художественным руководителем и балетмейстером самодеятельного Ансамбля песни и танца нефтяников Эмбы, который создан при городском Доме культуры нефтяников имени Орджоникидзе. Я за тобой уже давно наблюдаю и вижу, что ты хороший музыкант. Нам в Ансамбле как раз сейчас нужен хороший баянист. Как ты смотришь на то, чтобы поработать в нашем Доме Культуры концертмейстером?

- ?!... Предложение Ваше, Дмитрий Семёнович, - ответил я, - очень заманчивое. Но я сейчас работаю учителем музыки и пения в общеобразовательной школе. Поэтому я не представляю, как я смогу совместить работу и учителя, и концертмейстера. Да ещё учёба на последнем курсе училища потребует от меня повышенного внимания.

- Я не сомневаюсь, что тебе по силам справиться со всеми этими нагрузками. Уроки в школе у тебя до обеда, а в Доме культуры работа начинается после обеда ближе к вечеру, когда участники Ансамбля приходят с работы. Так что, по времени ты успеешь отработать и там, и здесь. Что же касается твоей учёбы, то ты даже не догадываешься, какой бесценный опыт ты приобретёшь, работая концертмейстером. Такой музыкальной практики баяниста ты больше нигде не найдёшь. В общем, решайся и приступай к работе.

Я хорошенько подумал над словами Арсентьева, взвесил все «за» и «против». «Против» оказалось мало, и я с большой радостью принял его приглашение. И с этого момента моя судьба была решена. Жизнь завертелась, заиграла новыми красками, звуками, впечатлениями. Я потом с ужасом думал о том, как могла бы сложиться моя дальнейшая жизнь, если бы Дима не предложил мне работать у него или я отказался бы от его предложения.

Гурьевский городской Дом культуры нефтяников имени Орджоникидзе, в котором 16 сентября 1963 года я имел счастье начать работать в качестве концертмейстера, в то время являл собой главный очаг культуры города. На его базе функционировали областной драматический театр (своё здание театр получил значительно позднее), городской эстрадный оркестр, Ансамбль песни и танца и другие профессиональные коллективы. Это была такая своеобразная филармония.

Новая работа захватила меня полностью. Я с огромным энтузиазмом работал с хором, вокалистами и танцевальным коллективом, играл на аккордеоне в эстрадном оркестре. Наш народный Ансамбль песни и танца нефтяников Эмбы был хорошо известен в Казахстане (впоследствии он получил звание – «Заслуженный коллектив Казахской ССР»). О нас писали в газетах и журналах, делали репортажи по радио и телевидению. Мы ездили в многочисленные гастрольные турне, в том числе и за границу. В городе всех участников Ансамбля очень любили и уважали.

Несмотря на значительную разницу в возрасте, мы близко подружились с Димой Арсентьевым. Я очень многому научился у него. Работать с ним было совершенным удовольствием. Идеи сыпались из него, как из рога изобилия. Он был неутомим в работе. Находясь рядом с такой творческой личностью, я старался подняться до его уровня.

И он много мне помогал. Фактически, он воспитал меня как профессионального музыканта-артиста. С Димой мы также вместе играли в эстрадном оркестре под управлением педагога музыкального училища пианиста-композитора Роальда Топчевского. Дима великолепно играл на трубе. Он вообще был очень талантливым человеком.

Мой товарищ и сокурсник по музыкальному училищу Эдуард Григорьян тоже работал концертмейстером в нашем Ансамбле. Когда он после окончания училища уехал учиться в консерваторию, мы с Димой Арсентьевым пригласили на работу концертмейстером талантливого баяниста Славу Тюрина, который учился в музыкальном училище на пару курсов ниже меня.

Вот один из примеров неуёмной фантазии Димы Арсентьева. Он узнал, что я хорошо танцую и даже учился в балетной студии в далёком детстве. Тогда он решил использовать это. В один из концертных номеров танцевального коллектива Ансамбля Дима вставил следующий эпизод.

Мы со вторым концертмейстером сидим около правых кулис почти на авансцене и аккомпанируем танцорам. Внизу в оркестровой яме эстрадный оркестр начинает присоединяться к нашей игре. Вдруг во время танца я встаю и иду с баяном в центр сцены. Танцоры, расступаясь, приглашают меня сплясать с ними. Они подходят ко мне с двух сторон, и мы вместе, выстроившись в одну линию, танцуем, выделывая ногами различные кренделя.

Публика всегда в этом месте приходила в восторг и бурно аплодировала. Никому и в голову не могло прийти, что баянист с баяном на груди будет отплясывать вместе с танцорами. А я, получив заслуженные аплодисменты, возвращался на своё место и, как будто ничего особенного не произошло, продолжал играть.

И это только один из многочисленных эпизодов нашей совместной творческой жизни. Дима всегда был доброжелательным, дружелюбным, щедрым на выдумку, неутомимым, компанейским и, в то же время, требовательным и чрезвычайно работоспособным человеком. Как он всё успевал, я даже и не понимал.

И художественный руководитель огромного коллектива, и балетмейстер, и постановщик оригинальных танцев, которых в Казахстане больше никто не ставил, и трубач в эстрадном оркестре, и председатель художественного совета, и организатор многочисленных эстрадных концертов, и администратор, и хороший семьянин (жена и дочь всегда были рядом с ним) - всё это был Дима Арсентьев.

Расстались мы с ним в ноябре 1965 года, когда я ушёл в армию, и с тех пор больше никогда не встречались. Жизнь разбросала нас по разным городам и странам. Остались на память только фотографии и воспоминания.

Как-то гуляя по дорогам интернета, мне захотелось найти хоть какую-нибудь информацию о своём старшем друге, узнать, как сложилась его жизнь после нашего расставания. На сайте Гурьева-Атырау я нашёл только одну строчку, где было сказано, что в 1960 году «К. Утегенов, Д. Арсентьев при клубе нефтяников организовали ансамбль песни и танца «Жайык кызы». И всё!!!

Мне стало так обидно за Диму, который столько сделал для Гурьева, что я долгое время не мог найти себе покоя и возмущался перед своими друзьями такой человеческой неблагодарностью.

А потом меня разыскали Слава Тюрин, мой второй концертмейстер, и Таня Ильина, его жена и танцовщица Ансамбля. Благодаря им, я получил не только сведения о Диме Арсентьеве, который жил уже на Украине, но и его фотографии.

Я счастлив, что в моей жизни был такой замечательный человек - Дмитрий Семёнович Арсентьев, мой дорогой друг!

Tags: казахстанские зарисовки, литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments