Альфред Грибер (alfred_griber) wrote,
Альфред Грибер
alfred_griber

Category:

16. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОПЫТКА

16. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОПЫТКА

(из повести «Житомирское детство»)

А. Грибер

От кого мне передались музыкальные гены - неизвестно. В нашей семье музыкантов не было, да и среди ближайших родственников таковых, вроде бы, не наблюдалось. Хотя у бабушки был родной брат Шура, который играл на тубе в оркестре Харьковского оперного театра. Но неужели музыкальные гены проделали такой большой окольный путь, чтобы добраться до меня?

Как бы то ни было, музыкальный талант проявился у меня в очень раннем возрасте. Песни я мог пропеть после первого же прослушивания, причём пел правильно, не фальшивя.

У нас в доме, как и у всех советских людей в то время, висела на стене чёрная тарелка-радио, под которой стояла небольшая кушетка. Когда по радио звучала какая-то музыка, я взбирался на кушетку, брал в руки маленькую палочку и, как заправский дирижёр, дирижировал воображаемым оркестром, напевая при этом звучащую музыку.

Летом 1953 года у нас в доме собрался семейный совет. Первым взял слово дедушка Гриша как глава семьи:

- Ну, что будем делать? У Люсика, несомненно, есть музыкальные способности. Мы совершим большой грех, если не постараемся развить его музыкальный талант. Я думаю, что нужно отдавать ребёнка в музыкальную школу. А вы как считаете?

Дедушку поддержала мама:

- Я согласна с тобой, папа. Но, во-первых, нужно ему ещё сдать вступительные экзамены.

- Я думаю, - вступила в разговор бабушка Катя, - что здесь всё будет хорошо.

- Я тоже надеюсь, что это будет так, - ответила мама. - А, во-вторых, все вы знаете, где находится музыкальная школа. Чтобы добраться до неё, нужно ехать от нашего дома двумя трамваями с пересадкой на площади Ленина. Его одного я в такой дальний путь не отпущу, а сама я не могу его сопровождать, так как я ещё в это время на работе.

- Если только дело за этим станет, - сказала бабушка, - я буду ездить с ним на занятия в музыкальную школу.

- Хорошо, - подвёл итог дискуссии дедушка,- теперь нужно решить, на каком инструменте он будет учиться играть.

- Покупку пианино мы сейчас не потянем, - сказала мама.

- Для своего любимого внука, - ответил дедушка, - скрипку я куплю. Пусть будет скрипачом, как и многие евреи. Кто «за»?

Доводы дедушки были более чем убедительные, и все проголосовали за то, что быть мне в будущем скрипачом не хуже Ойстраха.

На вступительные экзамены в музыкальную школу я поехал вместе с мамой. Здесь было много детей со своими родителями. Нам сказали, чтобы мы ждали около дверей большой комнаты, где будут проходить экзамены. Ждать пришлось не очень долго, и вот секретарь школы объявила:

- Альфред Грибер!

- Это тебя, иди, я подожду тебя здесь. Удачи! - напутствовала меня мама.

Я вошёл в большую комнату, где за столом сидели члены приёмной комиссии. На стене висела большая картина, на которой были изображены сидящие за столом Сталин и Горький, которые слушали мальчика, играющего на скрипке.

- Как тебя зовут, мальчик? - спросила одна женщина.

- Люсик Грибер, - ответил я.

- А у меня написано: Альфред Грибер, - сказала секретарь.

- А все меня зовут Люсиком, - пояснил я.

- А петь ты умеешь, Люсик? Спой нам что-нибудь! - попросил один мужчина.

Долго просить меня ему не пришлось. Я спел песню, которую мы учили в детском садике. А потом добавил:

- Я знаю ещё и другие песни. Вот, например,...

И не ожидая приглашения, сразу запел одну из песен, которую слышал по радио. Мужчина меня остановил и сказал:

- Да, я слышу, ты славно поёшь, и слух у тебя отличный, и память у тебя хорошая. А вот сможешь ли ты повторить то, что я сейчас простучу?

И он начал стучать карандашом по столу какую-то последовательность звуков, которую я воспринял, как некую мелодию. Повторить её было легко, что я сразу же и сделал. Тогда мужчина простучал другую «мелодию», потом - третью. Я повторял всё следом за ним, а потом сказал:

- Дяденька, мне очень нравится эта игра. Я, когда слушаю музыку по радио, всегда играю так.

- Молодец, - ответил мне мужчина, - ты будешь хорошим музыкантом. А на каком инструменте ты хочешь научиться играть?

- Я хочу играть на скрипке, как этот мальчик.

И показал рукой на картину, висевшую на стене. Все члены приёмной комиссии дружно взглянули на неё, как бы повинуясь движению моей руки.

- Что ж, - сказал мужчина, - так тому и быть.

А когда все экзамены закончились, нам объявили, кого приняли в музыкальную школу. В числе счастливчиков был и я.

Казалось бы, что всё в порядке, осталось только идти покупать скрипку.

Но тут случилось непредвиденное событие: неожиданно серьёзно заболела бабушка. Теперь некому было ездить со мной на уроки в музыкальную школу. С большим сожалением нам всем пришлось отказаться и от скрипки, и от моего обучения музыке.

Только спустя несколько лет, находясь в Казахстане, я всё-таки осуществил свою мечту и поступил в музыкальную школу, но уже по классу баяна. Однако это уже совсем другая история.

Tags: житомирское детство, литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments